Проект системы противопожарной безопасности и защиты здания учреждения
Наша компания исполнила проектирование системы обеспечивающей пожарную безопасность в зданиях.
Как обеспечивается пожарная безопасность
Краткая характеристика зданий по пожарной безопасности
Участок строительства расположен внутри огороженной территории ЗАО, на которой имеются существующие капитальные административные здания:
- многоэтажное,
- трехэтажное,
- двухэтажное
- и одноэтажная проходная, подлежащие сохранению
- а также 3 капитальных здания, трехэтажное и двухэтажное здание учреждения назначения и 2-этажное здание столовой, подлежащие сносу.
В зону строительства также попадают временные сооружения – 3 складских металлических и одно деревянное бытовое, которые сносятся. На участке строительства имеются зеленные насаждения, подлежащие пересадке и частичной вырубке. Существующее благоустройство вокруг многоэтажного административного корпуса реконструируется с целью устройства нормативных проездов для пожарной техники и обеспечения отведения поверхностных стоков в ливневую сеть.
Существующие инженерные коммуникации, попадающие в зону строительства, подлежат перекладке в соответствии с техническими условиями эксплуатирующих служб. Общее градостроительное решение предполагает строительство многоэтажного комплекса с подземной автостоянкой. Отметка парапета здания. Композиция проектируемого комплекса: здание башенного типа с уменьшенным контуром и с подземными этажами.
В двухуровневой подземной части располагается автостоянка. На всех этажах автостоянки предусмотрено как манежное хранение машин, так и с применением для парковки автомобилей двухуровневых полуавтоматических парковочных механизмов. Кроме того, здесь размещены технические помещения, обслуживающие как автостоянку, так и все здание: электрощитовые, венткамеры, насосные, ИТП, помещения серверных, и др.
На первом этаже расположены: входная группа с двухсветным пространством, столовая для сотрудников, кухня, помещения управляющей компании, диспетчерская, административные и технические помещения. С подземными уровнями первый этаж связан двумя пассажирскими лифтами. Группа лифтов поднимается с 1-го до верхнего этажа. Основные административные помещения начинаются со 2-го этажа. Планировка этажей компактная с центральным ядром в геометрическом центре.
Планировка позволяет размещать как один административный блок на этаже, так и шесть самостоятельных блоков с входами в эвакуационные лестничные клетки через коридор. Этажи отличаются от типового уменьшенной площадью этажа и организацией не эксплуатируемой кровли в уровне этажа. На этаже кроме административных помещений расположены технические помещения.
Административный комплекс класса А, число людей одновременно находящихся в помещениях надземной части комплекса по техническому заданию, принято из расчета 10 м2 на человека. На крыше расположены выходы из лестничных клеток, блоки охладителей, вентиляторы дымоудаления и техническое оборудование.
Фасадные поверхности
Чередование светопрозрачных и глухих частей в примерном соотношении 50% на 50%. Высота здания, определяемая как высота расположения верхнего административного этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границей открывающегося проема окна в наружной стене.
Класс функциональной пожарной опасности основных помещений зданий:
- Ф4.3 - конторы, офисы
- Ф3.2 - предприятия общественного питания
- Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта.
Класс здания – Ф4.3.
Суть проекта противопожарной защиты
Для обеспечения безопасности людей и снижения ущерба, создания необходимых условий для пожарных подразделений при проведении работ по спасению людей, обнаружению и тушению, для учреждения запроектированы системы активной противопожарной защиты.
В административном комплексе во всех отсеках предусмотрен комплекс следующих систем в составе:
- адресно-аналоговой пожарной сигнализации АПС
- оповещения и управления эвакуацией людей
- автоматического водяного, газового и порошкового пожаротушения АГПТ
- внутреннего противопожарного водопровода ВПВ
- противодымной защиты дымоудаление и подпор воздуха ДУ и ПД
- управления и контроля противопожарной защиты
- лифт для транспортирования пожарных подразделений
- эвакуационного и аварийного освещения
- телефонной связи
- охранно-технологического видеонаблюдения
- передачи сигнала о пожаре по радиоканалу на пульт ЦУКС ГУ МЧС России.
Какие противопожарные расстояния между зданиями можно принять
Обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих безопасность объекта капитального строительства, описание и обоснование проектных решений по наружному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для техники.
Участок строительства административного комплекса располагается в административном округе. Вокруг административного комплекса круговой проезд для пожарной техники, а также проезды к основным эвакуационным выходам из комплекса, гидрантам и к местам установки техники, подключаемой к наружным патрубкам сети внутреннего противопожарного водопровода и водяного тушения.
Конструкция дорожной одежды проездов из расчета на нагрузку от пожарных автомобилей, но не менее 24 т на ось. Заключение о возможности использования подъемных пожарных механизмов. Проезды для автомобилей предусмотрены шириной не менее 6 м. Расстояние от внутреннего края проезда до наружной стены комплекса не более 16 м. Радиус поворотов проездов предусмотрен не менее м. Максимальные уклоны подъездов не превышают 6º.
Размещение надземных автостоянок предусмотрено вне подъездов к административному комплексу и разворотным площадкам. Расстояния от открытой наземной стоянки автомобилей до зданий ТП, расположенных в границах участка и от открытой наземной стоянки автомобилей до зданий складов и ТП, расположенных на территории ООО не менее 9м.
На поверхность земли выходят рампа из подземной автостоянки и выход из лестничной клетки, стены которых, обращенные в сторону ангаров выполнены глухими противопожарными с пределом огнестойкости REI 60, а стены ангаров, обращенные в сторону выхода и рампы также глухие, без проемов, и расстояние между ними не менее 3,5 м. Выход в противоположную сторону от ангаров, а при въезде в рампу предусмотрены противопожарные ворота с пределом огнестойкости EI 60.
Дизель-генераторные расположены в здании первой степени огнестойкости у глухой противопожарной стены 1-го типа, являющейся ограждающей конструкцией. Стена здания, в котором размещены дизель-генераторы, выполнена противопожарной 1-го типа с пределом огнестойкости REI 90. Для наружного пожаротушения расход воды в количестве не менее 110 литра в сек, обеспечивающийся от трёх гидрантов, установленных на существующей кольцевой водопроводной сети диаметром 400 мм. Гидранты на расстоянии не более 0 м от административного комплекса.
На фасадах комплекса предусмотрена установка световых указателей расположения гидрантов и мест подключения к патрубкам, выведенным наружу от систем внутреннего противопожарного водопровода и водяного пожаротушения. Обозначение проездов и мест установки подъемных механизмов предусмотрено с помощью специальной разметки за счёт покраски бордюрных камней проездных путей и мест стоянки пожарной техники в красный цвет устойчивой светоотражающей краской, а также устройства специальных дорожных знаков. Данная разметка хорошо различима в любое время суток.
Ближайшая часть и время прибытия первого пожарного подразделения к учреждению не превышает 10 минут, что не противоречит требованиям статьи 76 главы 17 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Площадка для мусора на расстоянии более м от комплекса, а со стороны соседней территории выгорожена стенами на высоту 2 м.
Подготовительная предпроектная работа
Описание и обоснование конструктивных, объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций.
Несущие конструкции всех частей административного комплекса с подземной автостоянкой запроектированы монолитными железобетонными с пределами огнестойкости, отвечающими требованиям, предъявляемым к зданиям I-ой степени огнестойкости, и класса конструктивной опасности С0 смотри таблицу №1.
Таблица №1.
Элементы конструкций комплекса |
Предел огнестойкости конструкций, мин., для здания I-ой степени огнестойкости. |
Основные несущие элементы здания стены, колонны, балки |
R120 |
Перекрытия:
|
REI 60 REI 60 REI 60 |
Противопожарные стены:
|
REI 60 REI 45 |
Стены лифтовой шахты:
|
REI 60 REI 45 REI 60 |
Внутренние ненесущие стены (перегородки):
|
EI 45 ЕI 45 ЕI 45 ЕI 45 |
Наружные ненесущие стены. |
Е 30 |
Лестничные клетки:
|
REI 120 R60 |
Элементы лестничных клеток и лестниц косоуры, балки. |
>R60> |
Шахты дымоудаления внутри пожарного отсека. |
EI 60 |
Шахты дымоудаления, проходящие транзитом через отсек. |
EI 60 |
Заполнение дверных проемов в противопожарных преградах предусмотрено согласно таблице №2.
Таблица №2.
Двери и ворота:
|
EI 60 EI 30 EI 30 |
Двери шахт лифтов:
|
EI 60 EI 30 EI 60 |
Двери тамбур-шлюзов лифтов для пожарных. |
EI 30 |
Противопожарные шторы на границе смежных пожарных отсеков подземной автостоянки |
EI 90 |
Двери выходов на покрытие. |
EI 30 |
С учетом класса функциональной пожарной опасности помещений, нормируемой площади отсеков, административный комплекс разделён противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 60 на следующие отсеки:
- подземная автостоянка. Класс Ф5.2, площадь отсека на каждом уровне не более 3000 м2
- автостоянка. Класс Ф5.2, площадь на каждом уровне не более 3000 м2
- помещения столовой, административные и технические помещения комплекса, расположенные на всех надземных этажах. Класс Ф4.3, Ф3.2 площадь этажа отсека не более 2500 м2.
Пожарные отсеки отделяются друг от друга противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 0, и проектируются со своими самостоятельными эвакуационными выходами.
На каждом этаже подземной стоянки перед изолированными рампами есть противопожарные ворота 1-го типа с дренчерной завесой со стороны автостоянки. Для сообщения смежных отсеков предусмотрено устройство штор с пределом огнестойкости не менее EI 90 и устройством дренчерной завесы со стороны хранения машин.
Венткамеры и технические помещения, расположенные на подземных этажах, не обслуживающие подземную автостоянку, отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости REI60. Сообщение данных помещений учреждения с помещениями хранения автомобилей через тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха.
Ограждающие конструкции шахт двух лифтов осуществляющих технологическую связь двух подземных этажей с первым надземным этажом комплекса, с пределом огнестойкости REI 0, а двери шах лифтов с пределом огнестойкости EI 60. Перед данными лифтами предусмотрены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором.
Ограждающие конструкции технологической лестничной клетки, соединяющей два подземных этажа и первый этаж комплекса, с пределом огнестойкости REI 0. Опирание внутренних стен предусмотрено на строительные конструкции с пределом огнестойкости не менее R 0. На подземных этажах перед технологической ЛК тамбур-шлюзы 1-го типа.
Лестничные клетки предусмотрены типа Н3, двери тамбур шлюзов 1-го типа противопожарными с пределом огнестойкости EI 30. Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосная пожаротушения и другие технические помещения категории В1-ВЗ, обслуживающие автостоянку, отделены от помещений для хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа с пределом огнестойкости EI 45.
В ЛК, предназначенных для эвакуации людей, как из надземных этажей, так и с этажей подземной автостоянки, предусмотрены обособленные выходы наружу из подземных этажей, отделенные на высоту одного этажа от лестничных клеток надземной части глухими противопожарными стенами с пределом огнестойкости REI 0 и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 0. Стены лестничных клеток, пересекающих перекрытия 1-го типа, с пределом огнестойкости REI 60.
Помещения общественного питания, расположенные на 1-ом этаже комплекса, отделено от других помещений противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 60 и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 60 от вышележащего этажа, а от помещений перекрытием 1-го типа с пределом огнестойкости REI 0.
Противопожарные стены, отделяющие помещения общественного питания, в местах примыкания к ленточному остеклению выполнены на всю высоту этажа с пределом огнестойкости REI 60. Второй свет вестибюля отделен от помещений, расположенных на 2-ом этаже, перегородками с пределом огнестойкости EI 60.
Ограждающие конструкции шахт лифтов обслуживающие надземные этажи учреждения, с пределом огнестойкости REI 45, а двери шах лифтов с пределом огнестойкости EI 30. Перед данными лифтами предусмотрены лифтовые холлы и тамбуры. Ограждающие конструкции лифтовых холлов надземной части административного комплекса предусмотрены проектом с пределом огнестойкости EI 45, а двери лифтовых холлов с пределом огнестойкости не менее EI 30.
Ограждающие конструкции эвакуационных коридоров, высотой до перекрытия, пересекая подвесной потолок с пределом огнестойкости EI 45. Помещения, предназначенные для переговоров отделены от других помещений перегородками высотой не более 1,5 метров, без устройства дверей.
Технические помещения, расположенные на этаже, выгорожены противопожарными перегородками с пределом не менее EI 45, с противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее EI 30. Пожаробезопасные зоны на каждом надземном этаже отделены от других помещений стенами с пределом огнестойкости REI 90 и перекрытиями REI 60, а двери с пределом огнестойкости EI 60.
Меры принятые для пожарной безопасности крыши
На крышу корпусов комплекса проектом предусмотрены выходы непосредственно из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с тамбур-шлюзами с подпором на каждом этаже корпусов, из расчета 1 выход на каждые полные или неполные 1000 м2 площади кровли ст. 90 Технического регламента о требованиях ПБ.
Выходы на кровлю учреждения из лестничных клеток предусмотрены через двери 2-го типа. В местах перепада высот кровель более 1 м пожарные лестницы.
Конструктивное исполнение строительных элементов здания учреждения запроектировано таким образом, чтобы исключить возможность скрытого распространения горения по зданию. Предел огнестойкости узлов крепления и сочленения строительных конструкций между собой не менее требуемого предела огнестойкости стыкуемых строительных элементов. Строительные материалы, предусмотренные для заделки зазоров в местах пересечения воздуховодами строительных конструкций, не снижают их требуемую огнестойкость.
Прокладка трубопроводов системы отопления в местах прохода через ограждающие конструкции помещений в гильзах из негорючих материалов, а зазоры и отверстия в этих местах заделываются негорючими материалами на всю толщину конструкции. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций здания обеспечены с помощью конструктивной огнезащиты.
Теплоизоляция стен, а также теплоизоляция и гидроизоляция оборудования, инженерных сетей выполнена из негорючих НГ материалов. Покрытие кровли из материалов, обеспечивающих конструктивную пожарную опасность не ниже К0. Эксплуатируемые участки кровли, а также участки кровли вокруг шахт дымоудаления в радиусе 2 м выполнены из негорючих материалов.
Ограждающие конструкции шахт дымоудаления ДУ на покрытии здания с пределом огнестойкости не менее EI 60. В конструкции фасадов предусмотрен утеплитель из негорючих НГ материалов. Предел огнестойкости наружных ненесущих навесных стен высотой менее 1,2 м п. 1.5.2, п. 1.9.9 СТУ не менее EI 60, узлов крепления REI 60.
Наружные ненесущие стены и элементы крепление навесной фасадной системы предусмотрены с пределом огнестойкости не менее Е 30. Заполнение зазора, в местах примыкания междуэтажных перекрытий к фасадной системе, запроектировано материалами с пределом огнестойкости не менее REI 60. В ТП предусмотрены сухие трансформаторы. ТП предусмотрено I-ой степени огнестойкости и С0 – класса опасности.
Основная проектная часть
Как организовать эвакуацию
Здесь описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении задымления эвакуация из каждого пожарного отсека по самостоятельным эвакуационным лестницам.
Эвакуация людей из подземной автостоянки спроектирована:
- для ПО по трём незадымляемым лестницам типа Н3
- по двум незадымляемым ЛК типа Н3, и по изолированной рампе устройство тротуара шириной не менее 0,8 м.
Расстояния до ближайшего эвакуационного выхода от наиболее удалённого места хранения автомобиля не более 20м из тупиковой части, и не более 40м - при расположении места хранения между эвакуационными выходами. Выходы из незадымляемых лестничных клеток типа Н3 непосредственно наружу, уклон маршей в них предусмотрен не более 1:1.
Эвакуация людей из зала столовой, расположенного на 1-ом предусмотрена: непосредственно наружу в осях через вестибюль непосредственно наружу. Из блока подсобных помещений столовой предусмотрено два самостоятельных рассредоточенных эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу. Не предусмотрено устройство эвакуационных выходов через разгрузочное помещение.
Эвакуация из административных помещений, расположенных на первом этаже комплекса:
- непосредственно наружу
- через коридор и лестничную клетку непосредственно наружу
- через вестибюль фойе непосредственно наружу.
Для эвакуации людей с надземных административных этажей есть две незадымляемые лестничные клетки типа Н2 с тамбур-шлюзом 1-го типа с подпором воздуха на каждом этаже, соединенные эвакуационными коридорами. Выходы из незадымляемых лестничных клеток надземной части комплекса непосредственно наружу.
Учитывая, что на каждом этаже в каждом отсеке размещено не более 200 автомобилей менее 200 человек, эвакуационные лестничные клетки шириной 1,05 м. Ширина маршей эвакуационных лестничных клеток надземной части комплекса 1,35 м. Безопасная эвакуация людей подтверждена расчетом пожарного риска, который не превышает 10-6.
Помещения раздевалок, расположенных на 1-ом подземном этаже и предназначенные для одновременного пребывания более 6 человек обеспечены двумя рассредоточенными эвакуационными выходами.
Ширина наружных дверей лестничных клеток не менее ширины маршей. Выходы из здания оборудованы входными площадками. На надземных этажах комплекса учреждений предусмотрены эвакуационные коридоры, соединяющие незадымляемые ЛК, шириной 2 м. Данные коридоры разделены перегородками 2-го типа на участки, длина которых не превышает 60 м.
Какую принять высоту на путях эвакуации
Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету не менее 2м, а ширина горизонтальных участков путей эвакуации не менее:
- 1,2 м для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 50 человек
- 0,7 м для прохода к одиночным рабочим местам
- 1,0 м во всех остальных случаях п. 4.3.4 СП 1.13130.2009.
Пожарные отсеки, этажи здания, помещения, в которых возможно пребывание более 50 человек, а также технические помещения площадью более 300 м2, обеспечены не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами. Ширина, протяженность и планировочные решения эвакуационных выходов, необходимое время эвакуации в соответствии с выводами из расчета риска», требованиями СП 1.13130.2009, а также данными СТУ.
Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации предусмотрены открывающимися по направлению выхода из здания. Двери в лифтовых холлах предусмотрены с армированным стеклом.
Какое направление эвакуационных дверей
Не нормируется направление открывания дверей для:
- помещений с одновременным пребыванием не более человек
- кладовых площадью не более 200 м2 без постоянных рабочих мест
- санитарных узлов.
Как правильно выбрать пожаробезопасные материалы
В проектируемом здании на путях эвакуации не предусмотрено применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем:
- КМ0 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах
- КМ1 — для стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе
- КМ1 — для покрытий пола в вестибюлях, ЛК, лифтовых холлах
- КМ2 — для пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В лестничных клетках устройство встроенных шкафов, кроме шкафов для коммуникаций и кранов, открыто проложенных электрических кабелей, проводов за исключением электропроводки для слаботочных устройств для освещения коридоров и лестничных клеток, оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц, а также размещение каких-либо помещений не предусмотрено.
Как проектировать лестницы и выходные двери на путях эвакуации
Число ступеней в одном марше между площадками не менее 3-х и не более 16. Уклон маршей лестниц предусмотрен не более 1:2, высота ступеней не более 22 см, ширина проступи не менее 25 см.
Вращающиеся двери, установленные на 1-ом этаже, дублируются распашными. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации выполнены из негорючих материалов. Прокладка инженерных коммуникаций в эвакуационных лестницах, а также размещение каких либо помещений под маршами эвакуационных лестничных клеток не предусмотрено.
Эвакуационные выходы и направление эвакуации людей обозначены световыми указателями, отчетливо видимыми в любое время суток и отвечающими требованиям НПБ 160-97. В комплексе предусмотрены входы приспособленные для МГН. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров предусмотрены твердыми, и не допускают скольжения при намокании и имеют поперечный уклон в пределах 1-2 %.
Эвакуация инвалидов с территории объекта
Рабочие места инвалидов и маломобильных групп населения МГН предусмотрены на этажах со 2 по 4-й. По заданию заказчика доступ в технические помещения, помещения столовой, а также подземную парковку не предусматривается. Машиноместа для личного автотранспорта МГН только в объеме надземной парковки в количестве 20 машиномест. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов предусмотрена не менее 1,8 м.
Ширина пути движения в коридорах в чистоте предусмотрена не менее 1,8 м при встречном движении и 1,5 м при движении кресла-коляски в одном направлении. Ширина прохода в помещениях с оборудованием и мебелью принята не менее 1,2 м. Подходы к различному оборудованию и мебели предусмотрена не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° - не менее 1,2 м.
Ширина дверных и открытых проемов в стенах, а также выходов из помещений и из коридоров не менее 0,9 м. Ширина марша лестниц, доступных МГН, предусмотрены не менее 1,35 м.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы непрерывные. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании от себя предусмотрена не менее 1,2 м, а при открывании к себе - не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей имеют предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность, а также предусматриваются световые маячки. Прозрачные двери и ограждения выполнены из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей предусмотрена яркая контрастная маркировка высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенная на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.
На путях движения МГН применены двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях открыто и закрыто. Также применены двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с. Места обслуживания и постоянного нахождения МГН располагаются на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей, из зданий наружу и до безопасных зон.
Расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор пожаробезопасной зоны не превышает м, между эвакуационными выходами - 30,0 м. Ширина путей эвакуации и выходов выполнена в соответствии с требованиями п.3.38 СНиП 35-01. Для эвакуации МГН на 2-4-ом этажах предусмотрены безопасные зоны. Эвакуация МГН обоснована расчетом пожарного риска в соответствии с п. 3.45 СП 35-01.
В соответствии с дополнением к заданию на разработку проектной документации, согласованным департаментом социальной защиты населения, предусмотрены безопасные зоны на каждом надземном этаже административного комплекса в лифтовых холлах лифта для пожарных и в санузлах.
Расчёт зон безопасности для проекта ММГН
В комплексе по проекту предусмотрены рабочие места для инвалидов и ММГН на этажах здания из расчета 3% от общего количества рабочих мест этажей, из них:
- Количество работающих на первом этаже - 2 человека, минимальная квота - 3%. 2 х 3% = 5 инвалидов, из них 2 - в кресле с сопровождающим, а 3 - передвигаются самостоятельно с сопровождающим.
- Количество работающих на втором этаже- 150 человек, минимальная квота - 3%. 197 х 3% = 6 инвалидов, из них 2 - в кресле с сопровождающим, а 4 - передвигаются самостоятельно с сопровождающим.
- Работающих на этаже 150 человек, квота - 3%. 197 х 3% = 6 инвалидов, из них 2 - в кресле с сопровождающим, а 4 - передвигаются самостоятельно с сопровождающим
Общая площадь зоны безопасности на 2 этаж 2 х 3 + 4 х 1 = 10 м2
Перечень проектных решений для работы подразделений пожарной охраны
Проектом приняты следующие мероприятия по обеспечению безопасности подразделений пожохраны при ликвидации пожара:
- устройство проездов и подъездных путей для пожарной техники
- применение нормативных пределов огнестойкости строительных конструкций
- деление административного комплекса противопожарными стенами и перекрытиями на пожарные отсеки с учетом классов их функциональной пожарной опасности
- применение в административном комплексе незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с тамбур-шлюзом 1-го типа с подпором воздуха на каждом этаже
- устройство зазора между лестничными маршами в свету не менее 75 мм
- увеличение нормативного расхода воды на нужды водяного тушения в подземной автостоянке
- применение комплекса систем противопожарной защиты СПЗ, в который входят:
- объемно-планировочные и технические решения, обеспечивающие своевременную эвакуацию людей и их защиту от опасных факторов пожара
- устройства, ограничивающие распространение продуктов горения это противопожарные преграды, тамбур-шлюзы, отсеки, применение безопасных материалов для отделки путей эвакуации
- применение лифта для транспортирования пожарных подразделений
- внутреннего противопожарного водопровода и автоматического тушения во всех помещениях комплекса
- устройство выведенных наружу патрубков от внутреннего противопожарного водопровода и спринклерной установки пожаротушения, для возможности подключения передвижной техники
- сигнализация АПС адресно-аналогового типа для помещений
- оповещения и управления эвакуацией людей СОУЭ не ниже 4-го типа для всех помещений комплекса
- противодымной защиты подземных и надземных этажей комплекса с учетом особенностей защищаемых помещений
- автоматической передачи сигнала о пожаре по радиоканалу на центральный пульт 01 Государственного учреждения ЦУКС ГУ МЧС России, позволяющая сократить время прибытия пожарных подразделений к месту пожара
- средства индивидуальной защиты
- организационно-технические мероприятия.
Описание и обоснование выбора противопожарной защиты
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией. Обоснование выбора пожарной защиты, автоматических установок АПТ, пожарной сигнализации ПС, оповещения и управления эвакуацией СОУЭ, внутреннего противопожарного водопровода ВПВ, противодымной защиты.
Инженерные системы защиты комплекса запроектированы инженерные системы противопожарной защиты для каждого отсека административного комплекса сделаны автономными.
Помещение ЦПУ предусмотрено на надземном этаже, отделено от других помещений перегородками 1-го типа, и обеспечено естественным, основным и аварийным освещением. Помещение оборудовано телефонной связью с пожарной охраной. Выход из помещения предусмотрен в коридор, ведущий в лестничную клетку, которая имеет выход непосредственно наружу.
Содержание книги проекта по противодымной защите
Противодымная защита создана в соответствии с предложениями по проектному устройству противодымной защиты административного комплекса. В соответствии с противопожарными требованиями действующих нормативных документов система противодымной защиты здания должна включать в себя следующие элементы:
- дымоудаление ДУ из помещений для хранения автомобилей
- дымоудаление в надземных этажах учреждения
- дымоудаление из многосветного пространства вестибюля
- подпор воздуха во все шахты лифтов
- подпор воздуха в лестничные клетки типа Н2 в надземной части здания
- подпор воздуха ПД в тамбуры-шлюзы, устраиваемые перед входом в ЛК типа Н3 в подземной части здания
- подпор в тамбуры-шлюзы, устраиваемые перед лифтами и лестницей на уровне автостоянки
- подпор в тамбуры-шлюзы, в местах сообщения автостоянки с помещениями не входящими в комплекс
- подпор в пожаробезопасные зоны для маломобильных групп населения МГН
- приток в объемы пожарных отсеков для возмещения удаляемого дыма.
Из помещений офисов для компенсации удаляемых продуктов горения предусмотрены открывающиеся оконные проемы с механизированным приводом. Все установки противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги. Площадь, обслуживаемая одним дымоприемным устройством не превышает 1000 м2. Длина коридоров надземной части, обслуживаемого одним дымоприемным устройством, не превышает 45 м.
Пуск противодымной защиты на этажах здания запроектирован:
- автоматически - по сигналу дымовых извещателей адресно-аналоговой автоматической сигнализации
- дистанционно - от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов на этажах, ручных извещателей, установленных на путях эвакуации и с пульта диспетчерской.
В управлении исполнительными элементами оборудования противодымной защиты предусмотрено отключение общеобменной вентиляции и кондиционирования административного комплекса. Вентиляторы подачи наружного воздуха и удаления продуктов горения размещены в самостоятельных венткамерах, выгороженных противопожарными перегородками 1-го типа с пределом огнестойкости EI 45 и междуэтажными перекрытиями REI 60.
Конструктивные элементы противодымной защиты с пределами огнестойкости:
- воздуховоды или каналы, в пределах обслуживаемого отсека ПО №1, ПО №2, из негорючих материалов класса П с пределами огнестойкости не менее EI 60
- воздуховоды обслуживаемого отсека ПО №3, из негорючих материалов класса П огнестойкости не менее EI 30
- каналы, проходящие транзитом и за пределами обслуживаемого отсека, из материалов класса П не менее EI 60 п. 7.10 СП 7.13130.2009.
На воздуховодах ОВК, в местах прохождения ими противопожарных преград, предусмотрена установка противопожарных клапанов.
Нормально открытые клапаны с пределом огнестойкости п. 6.64 СП 7.13130.2009:
- EI 60 – для закрытых автостоянок
- EI 45 – для удаления продуктов горения непосредственно из обслуживаемых помещений
- EI 30 – для коридоров и холлов при установке клапанов на ответвлениях воздуховодов от дымовых вытяжных шахт или непосредственно в проемах шахт.
Вентиляторы дымоудаления имеют сертификат пожарной безопасности испытания при 400°С в течении 2 часов. Огнестойкость вентиляторов подпора воздуха не регламентируется.
Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Предусмотрено оборудование устройствами, обеспечивающими автоматическое закрывание дверей в помещениях с принудительной противодымной защитой, которые могут эксплуатироваться в открытом положении. Двери машинных помещений, шахт лифтов, в том числе для транспортирования пожарных выполнены в дымогазонепроницаемом исполнении.
При проектировании подземной автостоянки с использованием двухуровневых полуавтоматических парковочных систем для хранения автомобилей предусмотрены следующие мероприятия, а именно:
- размещение дымоприемных устройств вытяжной противодымной вентиляции максимально приближены к парковочным машиноместам и в пределах допустимой толщины дымового слоя не ниже уровня, соответствующего максимальной высоте расположения верхней части автомобилей на парковочных машиноместах
- увеличенное, относительно нормативного, количество дымоприёмных устройств и максимально возможное приближение заборных отверстий этих устройств к парковочным местам.
При совместном действии приточной и вытяжной противодымной вентиляции отрицательный дисбаланс в защищаемом помещении не превышает 30%. Эксплуатируемые участки кровли, а также участки кровли вокруг шахт дымоудаления на расстоянии 2 м, с покрытием из негорючих материалов. По периметру кровли предусмотрено ограждение высотой 1,2 м п. 7.10, г СП 7.13130.2009.
Ошибки при размещении оборудования пожарной защиты
Описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными сетями зданий и оборудованием, работа которого направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем и средств защиты
Для обнаружения пожара, осуществления соответствующего мониторинга состояния противодымной защиты, включения оповещения людей и управления эвакуацией СОУЭ, инженерными системами, предусматривается автоматическая установка сигнализации АУПС.
Включение противопожарных систем и отключение соответствующих инженерных сетей осуществляется по разработанному алгоритму, с учетом возможных мест возникновения огня, автоматически при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, реле потоков на спринклерной сети, дистанционно – от ручных извещателей и кнопок, более детальная работа алгоритма будет проведена на стадии рабочего проекта, с учетом рекомендаций выданных при расчете по оценке пожарного риска.
Головное станционное оборудование пожарной сигнализации административного комплекса располагается в помещении Центрального диспетчерского узла управления системами противопожарной защиты СПЗ. Автоматизация инженерных систем предусмотрена проектом.
Управление клапанами автоматическое от сигнала АПС, дистанционное с АРМ оператора в помещении пожарного поста и местное от кнопок установленных на путях эвакуации и в пожарных шкафах. Соединительные линии от исполнительных устройств до адресных устройств выполняется огнестойким кабелем типа нг-FRLS, кабель прокладывается в трубе ПВХ или монтажном коробе.
Схемой автоматизации предусматривается:
- местное управление электродвигателями всех систем от кнопок
- местное опробование работы дымовых клапанов
- дистанционное управление дымовыми клапанами
- автоматическая блокировка дымоудаления и подпора воздуха с соответствующими клапанами
- автоматическое отключение всей общеобменной вентиляции от сигнала соответствующего устройства пожарной сигнализации индивидуально для каждой системы, с сохранением электропитания щитов автоматизации
- автоматическое открытие дымовых клапанов при возникновении возгорания.
Сигналы на открытие клапанов поступают от соответствующих адресных модулей пожарной сигнализации:
- автоматическое закрытие противопожарных клапанов
- автоматическое включение дымоудаления и подпора, вытяжные машины включаются с опережением на 20 сек.
- автоматическое закрытие противопожарных ворот
- открытие соленоидных клапанов дренчерных завес
- контроль состояния дымовых клапанов
- контроль состояния клапанов
- контроль сигнализаторов потока
- контроль пожарных кранов
- механических задвижек
- вентиляторов дымоудаления
- вентиляторов подпора воздуха.
Автоматическое управление по сигналу от пожарной сигнализации следующими инженерными системами:
- перемещение лифтов на первый посадочный этаж, открытие дверей и отключение лифта от электроэнергии
- перевод лифтов для перевозки пожарных в режим «перевозка пожарных подразделений»
- отключение тепловых завес
разблокирование магнитных замков дверей СКУД на путях эвакуации и турникетов на главном входе комплекса:
- автоматическое включение оповещения и управления эвакуацией людей СОУЭ
- автоматическая передача сигнала от АПС по радиоканалу на пульт ЦУКС ГУ МЧС.
Работа лифтов для подразделений
Лифт для пожарных подразделений с учетом требований ст. 90, технического регламента о требованиях пожарной безопасности, ГОСТ Р 53296-2009, а также требований СТУ.
В административном корпусе с подземной автостоянкой документацией предусмотрен лифт для транспортирования пожарных подразделений, который осуществляет вертикальную связь между двумя подземными этажами и всеми надземными этажами учреждения. Лифт осуществляет обслуживание всех отсеков. Грузоподъемность лифта для перевозки подразделений пожарников предусмотрена не менее 1000 кг, а размеры кабины лифта имеет ширину 1100 мм, глубину 2100 мм и высоту 2000 мм.
Шахта лифта для пожарных подразделений с пределом огнестойкости не менее REI60 на всю высоту комплекса. Двери в шахтах лифтов предусмотрены с пределом огнестойкости не менее EI 60. Ограждающие конструкции лифтовых холлов из противопожарных перегородок 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Кабина пожарного лифта из негорючих материалов и оснащена двухсторонней связью с основным посадочным этажом и с СПЗ. Системы управления пожарными лифтами обеспечивают работу лифтов в обычном режиме и в режиме перевозки пожарных подразделений. Лифты оборудованы автономным управлением из кабины лифта, и телефонной связью с помещением СПЗ.
Лифт для спец подразделений обслуживающий как надземные этажи так и два смежных отсека подземной автостоянки оборудован на этажах двойными противопожарными тамбур-шлюзами 1-го типа с подпором воздуха в оба шлюза и дренчерной водяной завесой со стороны помещений.
Пассажирские лифты оборудованы автоматическими устройствами, обеспечивающими их движение при пожаре на первый посадочный этаж, открывание дверей и последующее отключение лифтов, кроме лифта для пожарных, от электроэнергии. Подача воздуха в шахту лифта для пожарных от автономных вентиляторов. Электроприемники лифта подразделений запроектированы по 1-ой категории надежности.
Формат взаимодействия с инженерными системами отопления и вентиляции
Инженерные системы общеобменной вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления для каждого отсека запроектированы автономными. Воздуховоды общеобменной вентиляции предусмотрены из негорючих материалов класса П.
Требуемые пределы огнестойкости для транзитных участков воздуховодов обеспечены средствами огнезащиты и применением ограждающих конструкций из негорючих материалов с пределом огнестойкости не ниже пересекаемых противопожарных преград. Проведение работ по огнезащитной обработке вентканалов будет предусмотрено по специально разработанному проекту организацией, имеющей соответствующую лицензию.
В воздуховодах общеобменной вентиляции при пересечении противопожарных преград запроектирована установка клапанов с пределом огнестойкости:
- EI 90 – при нормируемом пределе огнестойкости преграды REI 60
- EI 60 – при нормируемом пределе преграды менее REI 60
- EI 30 – при огнестойкости преграды не менее REI 45.
В системе автоматизации установок ОВиК предусмотрено их автоматическое и дистанционное отключение.
Возможности в части электроснабжения и молниезащита
Электроснабжение противопожарной защиты имеет 1-ую категорию надежности, от двух независимых трансформаторов с автоматическим переключением с основного на резервный, по двум самостоятельным трассам с доведением до распределительного устройства каждого отсека. Способ прокладки, конструктивное исполнение силовых и осветительных сетей, виды и способы исполнения их защиты от токов короткого замыкания и перегрузки, тип оборудования аппаратуры и установочных изделий запроектированы с учетом назначения помещений, их пожарной опасности по ПУЭ.
Силовые и слаботочные проводки и кабели предусмотрены класса НГ нераспространяющие горение. При этом их транзитная прокладка через этажи в пределах отсека в металлических трубах или коробах шахтах, каналах с пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее REI 90, за пределами отсека не менее REI 60.
В местах пересечения противопожарных преград кабельными разводками предусмотрены огнезащитные разделки, не снижающие требуемый предел огнестойкости пересекаемой конструкции. Прокладка проводов и кабелей в вентшахтах и каналах, а также транзитом через лестничные клетки не предусмотрена. На объекте предусмотрено рабочее, аварийное и эвакуационное освещение. Эвакуационным освещением оборудуются: коридоры, холлы, вестибюли.
Аварийным освещением оборудуются: насосная станция автоматического пожаротушения, помещения для вывода сигналов о срабатывании противопожарной защиты здания с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, электрощитовые, венткамеры противодымной защиты, а также проходы к этим помещениям.
К сети эвакуационного освещения подключены следующие световые указатели: эвакуационных выходов на каждом этаже, мест подключения техники к ВПВ и спринклерной системе пожаротушения объекта, размещения пожарных гидрантов, установленных на городском кольцевом водопроводе. Включение светоуказателей автоматическое, при срабатывании пожарной автоматики. Молниезащита административного комплекса в соответствии с СО 3-34.21.122-2003 инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений и промышленных коммуникаций.
Результат проектирования планов и инструкций пожаротушения
По согласованию с Государственным учреждением ЦУКС ГУ МЧС предусмотреть автоматический выезд, по первому сообщению о пожаре, автолестниц или коленчатых подъемников.
После ввода учреждения в эксплуатацию:
- разработать план пожаротушения и планы эвакуации людей из помещений этажей
- разработать инструкцию действий дежурного персонала при возникновении пожара и других происшествий, с обязательным включением пункта о порядке освобождения внутренней территории от транспорта и снега в зимний период времени для установки подъемных механизмов
- провести маркировку и освещение площадок для установки пожарных подъемных механизмов.
Перепланировку свободных административных помещений, сдаваемых в аренду, проводить с учетом возможности доступа в них пожарных подразделений по автолестницам и коленчатым подъемникам.
Для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта противопожарной защиты комплекса предусмотреть инженерную службу, имеющую соответствующую лицензию, которая выполняет работы собственными силами или с привлечением специализированных организаций. В договор аренды сдачи внаем помещения должны быть включены пункты, устанавливающие ответственность арендатора съемщика за сохранность оборудования, расположенного в пределах помещения.
Для административного у согласовать в установленном порядке специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации с учетом пожарной опасности, и закрепить приказом лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности при эксплуатации комплекса. Хранение автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземной автостоянке не предусматривать.