Проект лифтов вертикального транспорта делового центра
Наша проектная организация разработала РД рабочую документацию и стадию Проект вертикального транспорта (лифтов) делового центра.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Технологические решения вертикального транспорта выполнены на основании задания на проектирование, исходно-разрешительной документации, технологической документации.
Требования
- Система управления: групповая на 4 лифта.
- Предел огнестойкости шахтных дверей и обрамлений проемов лифта г/п=1000кг должен быть не менее 1 часа.
- Лифт г/п=1000кг должен обеспечивать перевозку пожарных подразделений и инвалидов.
- Кабина лифта должна быть оснащена поручнями, указателями: визуальными, звуковыми, местоположения кабины
- В крыше кабины лифта г/п=1000кг выполнить люк 700х500мм
- Кабины лифтов выполнить из негорючих материалов
- Система управления: парная
- Предел огнестойкости шахтных дверей и обрамлений проемов лифта г/п=1000кг и 2000кг должен быть не менее 1 часа
- Лифты г/п=1000кг и 2000кг должны обеспечивать перевозку инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Кабины лифтов должны быть оснащены поручнями, указателями: визуальными, звуковыми, местоположения кабины
- Кабины лифтов выполнить из негорючих материалов
ММГН
- Лифт г/п=2000кг должен обеспечивать перевозку пожарных подразделений и инвалидов.
- Кабина лифта должна быть оснащена поручнями, указателями: визуальными, звуковыми, местоположения кабины
- В крыше кабины лифта г/п=2000кг выполнить люк 700х500мм
- Кабину лифта выполнить из негорючих материалов
- Вход в лифт, при необходимости, должен обеспечиваться при помощи отдельного ключа.
Требования к лифтам для пожарных
Лифты для пожарных выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52382-2010 "Лифты пассажирские. Лифты для пожарных". Кабина лифта для пожарных и элементы отделки выполняются из негорючих материалов.
В крыше кабины предусмотрен люк размером 700х500 мм, отпираемый изнутри универсальным ключом. В панели приказов в кабине расположена ключевина для переключения лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений". Между основным посадочным этажом, кабиной и диспетчерским пунктом предусматривается двусторонняя переговорная связь.
Огнестойкость ограждающих конструкций шахты лифта для пожарных не менее REI 120, огнестойкость дверей шахты EI 60. Электроснабжение лифтов для пожарных выполняется как для особой группы электроприемников I категории.
Требования к лифтам для МГН
Лифты, предназначенные для обслуживания МГН выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51631-2008 "Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения".
На боковых стенах кабин этих лифтов расположен поручень. Размер части поручня, предназначенного для рук пользователя, составляет 30-45 мм с минимальным радиусом закругленной части 10 мм. Расстояние между стеной кабины и предназначенной для рук пользователя частью поручня составляет не менее 35 мм. Высота от пола кабины до верхней части поручня, предназначенной для рук пользователя, равна 900±25 мм.
Предусмотрена возможность регулирования времени задержки начала закрытия дверей кабины и шахты лифта в пределах от 2 до 20 с в зависимости от особенностей обслуживаемых пользователей. Точность остановки кабин лифтов составляет в пределах ± 20 мм. У каждой двери лифтов предусмотрены тактильные указатели уровня этажа. Напротив выхода из лифтов на высоте 1,5 м установлено цифровое обозначение этажа размером не менее 0,1 м, контрастное по отношению к фону стены. При использовании управления разового включения аппараты управления маркированы установленным символом использования инвалидами.
Кнопки управления в кабине лифта маркируют:
- кнопки приказов - номерами этажей назначения -1,1,2,3 и т.д.;
- аварийную кнопку вызова персонала - желтым цветом с символом в виде колокольчика;
- кнопку открывания дверей - знаком <||>;
- кнопку закрывания дверей - знаком>||<.
Требования к кнопкам поста управления в кабине:
- центральная линия аварийной кнопки и кнопок управления дверями - на высоте не менее 900 мм над уровнем пола кабины;
- кнопки приказов на этажи назначения - над аварийной кнопкой и кнопками управления дверями.
Кнопки приказов при многорядном вертикальном расположении маркируют слева направо и снизу вверх. Пост управления в кабине расположен на стороне закрывания двери.
Алгоритм работы пассажирских лифтов
Пассажирские лифты с автоматическими дверями режим работы должны иметь режим работы, обозначающий пожарную опасность, включающий по сигналу, поступающему от систем автоматической пожарной сигнализации здания и обеспечивающей независимо от загрузки и направления движения кабины возвращение ее на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины и шахты.
Пассажирские лифты запроектированы с автоматическими устройствами, обеспечивающими их движение при пожаре на первый посадочный этаж, открывание дверей и последующее отключение лифтов (кроме лифтов для транспортирования пожарных подразделений) от электроэнергии.
Режим «Пожарная опасность автоматически включается при возникновении пожара по команде от автоматической системы пожарной сигнализации. Включение режима «Пожарная опасность» сопровождается звуковым или световым сигналами в кабине лифта.
При возникновении пожара из автоматической системы пожарной сигнализации здания в систему управления лифтом подается электрический сигнал. После принятия команды о возникновении пожара система управления лифтом автоматически переходит в режим «пожарная опасность», при котором обеспечивается принудительное движение кабины на 1 этаж. При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже, двери не открываются, кабина не реагирует на приказы и попутные зарегистрированные вызовы и отправляется вниз на 1 этаж.
При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме первого, кабина отправляется на первый этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверями и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются, и кабина также отправится на первый этаж. Если в кабине предусмотрена кнопка «Стоп» то при движении кабины с пассажирами в режиме «пожарная опасность» действие ее исключается.
Во всех случаях после прибытия кабины на первый этаж двери кабины и шахты автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.
Алгоритм работы лифтов для пожарных подразделений
При прибытии на объект пожарных подразделений лифт для пожарных вручную (специальным ключом) переводится в режим «Перевозка пожарных подразделений» для доставки пожарных и специального оборудования к месту пожара. Возвращение лифта в рабочий режим отмены сигнала «Пожар» осуществляется из помещения машинного отделения.
Перевод лифта в режим «Пожарная опасность» (фаза 1) производится по команде из автоматической системы пожарной сигнализации здания.
В режиме «Пожарная безопасность»алгоритм работы лифта в режиме «перевозка пожарных подразделений» обеспечивает следующее:
- Все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;
- Все заранее зарегистрированные приказы и вызовы аннулируются;
- Находящийся на любом этаже лифт закрывает двери и без промежуточных остановок следует на основной посадочный (назначенный) этаж;
- Лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа останавливается на ближайшем этаже без открывания дверей, изменяет направление движения и следует на основной посадочный (назначенный) этаж;
- Лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа продолжает свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж;
- По прибытии лифта для пожарных на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины и шахты автоматически открываются и остаются в открытом положении.
Дальнейшее движение кабины лифта для пожарных может осуществляться только по приказу, подаваемому пожарными с поста управления в кабине лифта пожарными в режиме «Перевозка пожарных подразделений» (фаза 2).
Переход лифта в режим «Пожарная опасность» должен быть независим от выхода из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением.
Технические требования к строительной части лифтов
Проект выполнен на основании раздела АР.
Строительная часть шахты лифта должна быть выполнена в соответствии с действующими на территории страны строительными и пожарными нормами, правилами и стандартами, в том числе ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке»
Отклонение внутренних стен от вертикальной плоскости не должно превышать 30 мм. Разность длин диагоналей должна быть не более 25 мм. Отклонение дверных проемов от общей оси должно быть не более 10 мм. Приямок лифта защищен от попадания грунтовых и сточных вод.
В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем отопления и вентиляции шахты, при этом пускорегулирующие устройства указанных систем не располагаются вне шахты лифта.
В шахтах лифтов и в лифтовых холлах должны быть обеспечены следующие климатические условия: рабочая температура от +5 до +40°С, относительная влажность не более 80% при +20°С. Шахта лифта должна быть оборудована стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50Лк в 1м над крышей кабины и полом приямка даже при всех закрытых дверях шахты. Крайние аппараты освещения устанавливают на расстоянии не более чем 500 мм от самой верхней и самой нижней точек шахты. Освещение шахты не менее 50 Лк, в зонах размещения оборудования и лифтовых холлах не менее 200 Лк на уровне пола.
Устройства для подвески грузоподъемных средств (монтажные крюки, монорельсы) испытать статической нагрузкой, превышающей на 25% их грузоподъемность, и оформить соответствующим актом. На этом устройстве или рядом с ним указана его грузоподъемность или допустимая нагрузка. Шахту выполнить по чертежам архитектурно-строительного раздела.
Обслуживание лифтов и техника безопасности
Лифты относятся к специальному оборудованию, обслуживание которого производится только специализированными организациями, имеющими допуски на проведение профилактических, ремонтных и аварийных работ с этими механизмами. По этой причине службы, занятые обслуживанием дома, не могут проводить какие-либо работы с лифтовым оборудованием.
Поставляемое оборудование оснащено в необходимой степени системами автоматического управления, блокировок и сигнализации, срабатывание части из которых контролируется службой диспетчеризации. В нештатных или критических ситуациях эта служба в рамках соответствующих инструкций принимает необходимые меры к устранению нежелательных воздействий и восстановлению работоспособности лифтов. В остальных случаях диспетчерские службы вызывают компетентных представителей специализированных организаций.
Исполнение конструкций лифтов, их систем автоматического управления и контроля в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» и ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» обеспечивают безопасность пассажиров и обслуживающего персонала.
Диспетчерский контроль и двусторонняя переговорная связь
От каждого лифта на пульт диспетчерского контроля ОДС осуществляется ввод сигналов о срабатывании цепи безопасности лифта, несанкционированном открытии дверей шахты лифта и открытии двери шкафа управления лифта. Каждый лифт имеет двустороннюю переговорную связь с диспетчерским пунктом для экстренной связи пассажира с диспетчером.
Специальные требования к лифтам
Принимая во внимание тот факт, что данный жилой дом проектируется с учетом применения энергосберегающих технологий и энергоэффективного инженерного оборудования, устанавливаемые лифты оборудованы регулируемым приводом (VVVF), класс энергетической эффективности лифтов не ниже "В". Кроме того, целесообразно применение функции рекуперации электроэнергии, если данная функция предоставляется поставщиком лифтового оборудования.
Примечание
Проектом предусмотрено использование лифтов, имеющих сертификат соответствия применению и отвечающих требованиям ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке».
Лифт для перевозки пожарных подразделений должен соответствовать
ГОСТ Р 52382-2010 и обеспечивать следующие требования:
- огнестойкость дверей шахт лифтов для перевозки пожарных подразделений EI60;
- кабины этих лифтов должны иметь в потолке люк с габаритами 700х500 мм.
Кабина лифта предназначенного для транспортирования инвалидов должна быть оборудована:
- экстренной аварийной телефонной двухсторонней связью с диспетчерским пунктом;
- кнопки вызова лифта и управления его движением должны находиться на высоте от пола не более 1,2 м;
- расположенный в кабине лифта аппарат двухсторонней связи должен снабжаться устройством для усиления звука, а при необходимости и устройством для получения синхронной визуальной информации;
- как минимум, на одной из боковых стенок кабины должен быть установлен горизонтальный поручень на высоте 900 - 1100 мм над уровнем пола;
- система управления лифтом должна быть кнопочная, должна соответствовать ГОСТ 28911-98 и отвечать требованиям доступности для пользователей с нарушением статодинамической функции и функции зрения и слуха;
- световой и звуковой сигнализацией на каждой остановке, соответствующей ГОСТ Р 51631-2008.
Интерьеры отделки кабины, дверей шахты, кнопок вызова и табло индикации согласовать с авторами-архитекторами проекта и заказчиком.
Ворота наружные подъемно-секционные
Секционные ворота соответствуют всем предъявляемым требованиям. Система секционных ворот отличается низким уровнем шума при движении ворот, безопасностью использования, в соответствии с действующими требованиями техники безопасности, износоустойчивой поверхностью и разнообразием дизайна.
Полотно ворот, состоящее из секций, расположенных друг над другом, в открытом положении не занимает ценного пространства. Экономя место оно перемещается под потолок помещения и освобождает проезд полностью. Секционные ворота имеют защиту от защемления пальцев для внешней и внутренней стороны ворот, а также боковая защита от случайного попадания пальцев между рамой и направляющей.
Ворота имеют предохранитель обрыва пружины. В случае обрыва торсионной пружины предохранитель обрыва пружины останавливает вращение вала. Ворота останавливаются и удерживаются в одном положении. Простой монтаж соединения валов повышает надежность и прочность вала с торсионной пружиной.
Канал винта, имеющий специальную форму, повышает прочность винтового соединения и обеспечивает долговечное крепление петель. Уплотнение на боковых прилегающих поверхностях обеспечивает оптимальную изоляцию и герметизацию.